Самое главное – человеколюбие!

Самое главное – человеколюбие!

Рубрики :Новости

Практически весь март на планете отмечается Всемирный День социальной работы, когда принято говорить и рассказывать о тех, для кого смысл жизни заключается в помощи людям. Для сотрудников Центра социального обслуживания населения «Даурия» в Чите этот праздник – профессиональный. И на очереди интервью с заведующей отделением социальной помощи на дому Центра «Даурия» Людмилой Владимировной Вишняковой.


На фото: Людмила Владимировна Вишнякова (слева) и Татьяна Сергеевна Самкова (заведующая ещё одним отделением Центра «Даурия»). 

Только начало

– В профессию я пришла совершенно случайно, но, как говорится, о сделанном выборе не жалею. Это был 1992 год, время было очень сложное. Тогда я работала в типографии, и мне как-то знакомая рассказала, что в отдел социальной защиты Железнодорожного района Читы требуется соцработник. Мол, там и день ненормированный, а у меня дети только в начальной школе учились, нужно было больше свободного времени. Поэтому я пришла на собеседование (тогда отдел возглавляла Любовь Тимофеевна Рябцева), и после меня взяли на работу. Около года трудилась социальным работником, а потом мне предложили должность заведующей отделением, на которой я работаю и по сей день, но сейчас уже в «Даурии».

– Вспомните то время – что собой представляла социальная служба?

– Это было только начало становления нашей работы. Сотрудников на весь Железнодорожный район – около десятка, клиентской базы нет. Приходилось очень много ходить и искать людей, которые нуждаются в нашей помощи. В день по дворам проходили до 20 человек, составляли акты обследования, узнавали, с кем человек проживает, нуждается ли в услугах социального работника. В то время очень многих видов услуг, которые есть сейчас, не было. Но при этом все услуги оказывались бесплатно. Например, мы разносили талоны на горячее питание, а если человек сам не мог их отоварить, получали за него и приносили на дом. Особенно были довольны жители частного сектора, так как соцработники выполняли большой объём работы, помогая по хозяйству. Со временем служба развивалась, набирала обороты. За годы удалось выстроить полноценную систему, всё стало строго регламентировано. Теперь с получателем услуг, по закону, заключается договор, и сколько в нём услуг прописано, столько и оказывается человеку. Теперь от договора мы никуда не отступаем.

 – Какими качествами должен обладать соцработник, и какие требования вы предъявляет к сотрудникам вашего отделения?

– Самое главное качество – это человеколюбие. Если ты не любишь людей, то, как можно работать в этой системе? Потому что получатели услуг бывают разные: кто-то нервный, кто-то наоборот очень добрый. И если человеколюбие присутствует, то человек в нашей профессии будет работать долго. А если нет, то и, бывает, года не продержится, уйдёт. Конечно, и такие случаи у нас есть. Требования к подчинённым у меня очень простые: честность, порядочность, отзывчивость. Мы осуществляем и собственный контроль за работой сотрудников. Выезжаем на участки, смотрим, разговариваем с клиентами, спрашиваем, как оказываются услуги, как часто социальный работник посещает, всё ли выполняется по договору? Бывает, что человек и жалуется. Например, что его не сопроводили в поликлинику. Потом начинаем разбираться, а в договоре такой услуги и нет. Тогда расширяем договор, заключаем дополнительное соглашение. И всё – конфликт исчерпан.

О героизме

– Работа социального работника – это постоянное участие в жизни получателей услуг. Можно ли абстрагироваться от их проблем, переживаний?

– Действительно, психологи относительно нашей профессии рекомендуют ставить барьер и не принимать близко к сердцу истории каждого человека. Но, уверяю вас, так может далеко не каждый. На самом же деле действительно очень часто принимаешь все переживания на себя. Пенсионеры очень часто рассказывают о своей жизни, делятся, и, вольно или невольно, ты в это втягиваешься. Конечно, и когда я была социальным работником, привязывалась к людям. Кому-то потом звонила, спрашивала, как дела? Человеческие отношения присутствуют, и это часть нашей профессии. Наверное, поэтому зачастую тут происходит эмоциональное выгорание, с которым нам нужно бороться.

– Вспомните самый сложный случай в вашей практике, когда было непросто настроиться на работу?

– В зоне нашего обслуживания жила семья – отец и мать очень пожилые, а также их сын – инвалид детства. То есть все они были беспомощны, женщина не вставала с кровати, сын ничем помочь не мог, и жили в одной квартире. Это было очень тяжёлое зрелище и сильно задевало за душу. И вот всегда, когда к ним придёшь, ждёшь какое-то время перед дверью, собираешься с мыслями, и только потом начинаешь звонить в звонок. Чтобы потом зайти, улыбнуться, где-то доброе слово сказать, а это так непросто из-за ощущения безвыходности.

– Хотелось когда-нибудь бросить эту работу? Если бы отмотать время назад, снова бы на неё устроились?

– Нет, чтобы бросить – такого не было. Однажды я сюда пришла, втянулась. И, как я говорила, если проработал в этой сфере год, то никогда уже не уйдёшь с работы. Конечно, если бы отмотать время, я бы и снова сюда пошла. Может быть, только поначалу я переживала, что пришла в систему социального обслуживания, но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что всё должно было быть так, как и есть. Всё-таки полжизни уже проработала, много пройдено за 27 лет. По сути, это и есть моя жизнь.

– Можно ли профессию «социальный работник» считать отчасти героической?

Я думаю, да! Даже нужно так считать. Бывают такие истории, что наши соцработники действительно совершают героические поступки по отношению к нашим клиентам. Хочу пожелать всем коллегам терпения и, главное, удачи. Надо работать, найти себя в этой специальности, жить для других, но, конечно же, не забывая и о себе!


Задать вопрос

Ваше обращение
  1. Я даю своё согласие на обработку персональных данных

×